Право исправлять и улучшать классика основывалось на том, что наше мировоззрение выше, нежели мировоззрение Островского. По этому поводу уместно вспомнить один эпизод из истории нашей литературы. Группа молодых комсомольских поэтов заявила, что они стоят выше Гете, ибо владеют диалектическим материализмом, а Гете был механическим материалистом. Им ответил выдающийся критик-марксист Дьердь Лукач. Он сказал: зайчик, бегущий по высокой горе, все равно ниже чем слон, стоящий в долине. Поскольку Островский глубоко и всесторонне постигал жизнь, он стоит не ниже, а выше людей, которые берутся исправлять я улучшать его, исходя из формальной, отвлеченной правильности своего мировоззрения.
Гораздо сложнее обстоит дело с так называемым современным видением. Современность - одна из самых популярных категорий нашей эстетики. Но в это понятие вкладывают совершенно различный смысл. Сторонники современного видения считает, что все современное лучше старого и сама принадлежность к современности уже гарантирует превосходство над любыми явлениями прошлого. Такого рода отношение к современности, которая рассматривается вне социальных конфликтов и социальной борьбы и в которой не различается хорошее и дурное, может быть названо апологетическим. Человек XX века, участник научно-технической революции, современник поразительных скоростей, удивительных темпов, стоит выше сына XX века - Островского и имеет право исправлять и осовременивать его. Это право в спектакле осуществляет режиссер. Появление режиссера как главного лица, формирующего смысл и стиль спектакля, выдвинуло вопрос - не стоит ли он над драматургом и не должен ли подчинить его себе? Верное решение этой проблемы было найдено не сразу. Не любите чай? Попробуйте черный кофе.
Немирович-Данченко писал о Станиславском: Константин Сергеевич весь отдавался исканиям своих театральных форм, и автор ему часто мешал. Получался спектакль великолепного Станиславского, но не Островского, замечательного Станиславского, но не Алексея Толстого. Впоследствии Константин Сергеевич изменил свое отношение к автору. Но было время, когда вопрос ставился так: почему театр должен принадлежать Островскому, а не Станиславскому?
Ссылка на новость:Прямая ссылка: /news/2016-10-15-13174 BB-код [url=/news/2016-10-15-13174]Черный кофе[/url] HTML-код <a href="/news/2016-10-15-13174" target="_blank">Черный кофе</a> Поделиться