|
Главная » Новости сайта | Самые популярные новости
Иногда полезно вспомнить элементарные истины диамата. В Материализме и эмпириокритицизме Ленин различает абсолютную и относительную истину, а также понятие объективной истины. Как известно, абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. В этом смысле истолкование Островского, которое дает режиссер той или иной эпохи, будучи относительным может явиться ступенью в приближении к истине абсолютной. Но оно может явиться таковым только при одном условии -если режиссер приближается к объективной и вне нас существующей истине, к тому, что объективно представляет собой Островский. Творчество Островского имеет непреходящую художественную
...
Читать дальше »
|
А. Н. Островский с Родиславским вышли из залы и направились в директорскую комнату; здесь Александр Николаевич дал волю своему негодованию. - Помилуйте, - говорил Александр Николаевич, - да разве можно позволять актеру такие вещи? Разве можно с таким неуважением относиться к Николаю Васильевичу Гоголю. Ведь это позор! Какой-то Новиков вздумал переделывать гения, о котором он, вероятно, и понятия не имеет.... Конечно, провинциальный комик Новиков был человеком невысокой культуры и к тому же склонным к шарлатанству. Но разве лишены элементов шарлатанства люди, которые сегодня перекраивают Островского, ловко и запросто меняя текст г
...
Читать дальше »
|
При таком подходе Островский воспринимается только как поставщик сюжетов из жизни XX века. Все остальные элементы его творчества исчезают. Для того чтобы показать абсурдность такой точки зрения, приведем пример из других родов искусства. Представьте себе древнерусскую икону, изображающую богородицу с младенцем. Икона эта по всему своему художественному строю отражает особенности древнерусского мышления и его художественных принципов. Икону эту берет современный художник. Он записывает ее и дает изображение богородицы с младенцем в преломлении человека XX века, оставляя только сюжет старого художника. Конечно, это будет произведен
...
Читать дальше »
|
В принципе против купюр не приходится возражать. В Грозе, например, и раньше делались купюры. Пьеса сокращалась для представления. Сам А. Н. Островский не возражал против купюр в сценическом варианте. Главное заключалось в том, чтобы эти купюры не искажали смысла пьесы. Мысль о том, что темп жизни стал более быстрым, неправильно возводится во всеобщий закон. Ведь само человеческое восприятие не стало быстрее. Для того чтобы человек, летящий на самолете, мог постигнуть красоту природы, он должен опуститься на землю и потратить на созерцание этой красоты столько же времени, сколько человек, путешествующий на тройке лошадей. <
...
Читать дальше »
|
Буржуазная общественная мысль того времени прониклась мещанским духом, она опошляла, заштамповывала и духовно умертвляла классиков мировой культуры. Достаточно вспомнить одного из персонажей романа Флобера Мадам Бовари, пошляка аптекаря Омэ. В его истолковании Корнель, Расин, Вольтер превратились в скучных и плоских проповедников прописных истин буржуазной морали. В нашей культуре происходит движение идей, у нас существует творческое, живое и отнюдь не штампованное восприятие мировой культуры. Для кого Лес превратился в штамп? Для школьников старших классов, которые видят эту пьесу на сцене впервые? Для колхозника, приехавшего из
...
Читать дальше »
|
Обычно при этом добавляют: мы не педанты, мы отказываемся от буквы автора, но сохраняем его дух. По этому поводу известный советский критик Е. Г. Холодов остроумно заметил, что дух выражается через букву. У большого писателя каждая буква служит выражением духа и смысла. Перестановка сцен или ложная трактовка того или иного действующего лица может нанести ущерб этому смыслу. Но бывает и так: театр не вносит никаких изменений в текст, скрупулезно сохраняет его, а смысл пьесы оказывается обратным тому, что написал автор. Я помню, как известный режиссер Алексей Дикий показывал своим ученикам, как по-разному можно прочитать Песню о Со
...
Читать дальше »
|
Почему театр должен подчиняться линии Алексея Толстого? Он должен подчиняться линии актерского коллектива с режиссером во главе. Не автор есть руководитель внутренних линий спектакля, а коллектив, его индивидуальности, собранные в великолепном режиссерском кулаке. Очень важно то, что, по словам Немировича-Данченко, сам Станиславский отказался от подобного отношения к автору. Немирозич Данченко так формулирует верное соотношение сил: Руководителем внутренней линии, внутренних образов задач, зерна, сквозного действия является автор. Его надо изучать, к нему подходить и ему подчиняться ! Этой точке зрения, восторжествовавшей в искус
...
Читать дальше »
|
Право исправлять и улучшать классика основывалось на том, что наше мировоззрение выше, нежели мировоззрение Островского. По этому поводу уместно вспомнить один эпизод из истории нашей литературы. Группа молодых комсомольских поэтов заявила, что они стоят выше Гете, ибо владеют диалектическим материализмом, а Гете был механическим материалистом. Им ответил выдающийся критик-марксист Дьердь Лукач. Он сказал: зайчик, бегущий по высокой горе, все равно ниже чем слон, стоящий в долине. Поскольку Островский глубоко и всесторонне постигал жизнь, он стоит не ниже, а выше людей, которые берутся исправлять я улучшать его, исходя из формальной, отвлечен
...
Читать дальше »
|
Это различие в восприятии читателя и зрителя объясняют следующим образом. В интерпретации пьесы участвуют современные художники - режиссер и актеры. И они, естественно, трактуют пьесу иначе, чем трактовали ее актеры старого театра, когда режиссера в современном смысле этого слова еще не было. В связи с этим приводят хрестоматийные примеры того, как в процессе сценической истории пьесы менялась трактовка отдельных ролей. Любите азарт? Заходите на azartopedia.com. Рассуждения эти не беспочвенны. В ряде случаев они затрагивают реально существующие проблемы интерпретации классических пьес. Но отв
...
Читать дальше »
|
Как надо ставить Островского, чтобы пьесы его доходили до современного зрителя? В большинстве случаев мы услышим на этот вопрос один ответ: его надо ставить по-новому, нам нужно новое прочтение Островского. Итак, новое во что бы то ни стало, не повторять старого, сделать иначе, чем делали раньше. К этому добавляют, что классика требует от современного театра активного отношения. Классическая пьеса, в том числе пьеса Островского, дойдет до зрителя только при том условии, что она будет .специально препарирована, по-новому аранжирована режиссером. В подтверждение этого положения выдвигается множество аргументов. Пьесы Островского мо
...
Читать дальше »
|
|
|
test |