Давайте проанализируем, как менялось отношение к труду в различные эпохи: от аристотелевского «работа для рабов» до кальвиновского «работа — это призвание», от «работа — это добродетель» до «работа — это я». Поскольку отношение к труду отражает требования времени, люди непостоянны в своих пристрастиях. Нынешние служащие атмосферу праздника на работе воспримут как само собой разумеющееся.
Как говорит Глеб Загорий, на самом деле смех и труд долгое время существовали бок о бок. Например, в эпоху доминирования сельского хозяйства песни если и не делали скучную и рутинную работу веселой, то во всяком случае улучшали настроение. Вспомните эпоху «постройки амбаров» («Постройка амбаров» (амер. «barn raising») — коллективная помощь соседей фермеру в строительстве (сопровождается едой и выпивкой). Относится к эпохе заселения Америки. — Примеч. пер.). Атмосфера радости превратила непосильный труд в дело, которому горячо сочувствует каждый участник, будь то друзья, семья или соседи. Все они работали бок о бок ради общего дела, словно в старые добрые времена, и делились друг с другом последним куском. Отголоски былого проникли и в нашу жизнь: взять хотя бы субботники, когда люди собираются, чтобы сообща покрасить дом престарелых или построить игровую площадку.
Концепция труда видоизменяется. Мы снова пришли к тому, что работа должна шагать рука об руку с весельем, иначе превратится в унылую рутину. Известно, что производительность труда выше в тех компаниях, где корпоративная культура пронизана хорошим настроением.