Стиль письма В начале Литургии, после первых возгласов „Господи, помилуй" мой молитвенник говорит так: „Поется первый антифон: Благослови, душе моя, Господа, после которого Диакон: „Паки и паки" и т. д. Так вот что это за антифон? Я отыскал 102-й псалом. Он очень длинный. Неужели его надо писать весь? Между тем совсем не писать его (как сделал Чайковский) я считаю нежелательным. Мне представляется необходимым именно здесь вставить номер, чтобы разделить первые „Господи, помилуй" от последующих. Нельзя ли тут какие-нибудь другие, более короткие слова? (Кстати, скажите мне еще, что значит само слово „антифон"?). Это мое первое недоумение. Тут же прибавлю, что второй антифон я решаю пропустить, так как у „Лика" есть номер „Единородный сыне", что мне представляется достаточным как интермедия между возгласами. (...) Теперь После „Святый Боже" у меня идет буквально так: „Диакон: Вонмем. Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость. Чтец: Прокимен, из псалма Давидова. Лик поет прокимен". Это что же такое? Слов никаких не дано! У Чайковского также нет этого. Надо ли это писать? И что это за слова? И что значит опять само слово „Прокимен"?» . А если вам необходимо вылечить зубы или вы хотите узнать о терапии, тогда посмотрите подробнее и узнайте больше полезной и нужной для вас информации. Это профессиональный разговор двух музыкантов. С. В. Рахманинов не. владеет церковной, литургической лексикой, поэтому он использует музыкальную терминологию, еще раз демонстрируя тот непреложный факт, что музыкальная сторона его волнует больше, чем требования церковного устава. То, что он решил заменить второй антифон на «номер», достаточный «как интермедия», позволяет нам судить, что «церковность» рахманиновских произведений сомнительна не только по существу, но и по форме, что и было отмечено в критических замечаниях. Как бы предчувствуя, что его литургическое невежество может шокировать А. Д. Кастальского, С. В. Рахманинов в конце письма приносит свои извинения «за все это». Из прочтения переписки С. В. Рахманинова с М. А. Слоновым и А. Д. Кастальским складывается впечатление, что композитор затеял эти консультации не столько для выяснения истины, сколько для последующей возможности сослаться на авторитетное мнение. Тем более что и авторитеты оказались не на высоте, сообщив просителю различное понимание основных церковнопевческих жанров. В письме к М. А. Слонову от 13 июля 1910 года, не без доли иронии, С. Рахманинов отмечает: «У вас с Кастальским есть разногласие. Привожу его. Я спрашивал у вас про „Антифон" и „Прокимен", и вы сошлись на том только, что „Прокимен" поется обыкновенно на определенные напевы. И тут кончается ваше сходство.
Ссылка на новость:Прямая ссылка: /news/2017-01-25-13434 BB-код [url=/news/2017-01-25-13434]Терапия[/url] HTML-код <a href="/news/2017-01-25-13434" target="_blank">Терапия</a> Поделиться