Письмо своему другу Здесь нет нужды подробно останавливаться на всем творческом наследии гениального композитора. Тем более что «одиозный» характер его творческая личность приобретает лишь в связи с написанием хоровых циклов - «Литургии св. Иоанна Златоуста» и «Всенощной». Следует отметить, что отношение к этим произведениям с самого начала было неоднозначным. Оно и сегодня весьма противоречиво. Но, если в начале XX века ортодоксальная церковная критика отмечала слишком «субъективное истолкование композитором ритуальных текстов», а прогрессивная музыкальная мысль в лице Б. В. Асафьева увидела зарождение напевно-полифонического стиля, «...в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы» , то сегодня мы спорим: стоит ли включать эти «пышные всходы» в музыкальную жизнь современного человека, так как они заключены в традиционные церковные формы. Думается, что эти споры порождены слабым знанием канонических церковных служб и малой исследованностью истории создания этих хоровых циклов. Уже критика официальной церкви в адрес «Литургии» и «Всенощной» должна была бы заставить задуматься, что с точки зрения церковных канонов здесь не все благополучно. Если же мы обратимся к истории создания этих произведений и эпистолярному наследию С. В. Рахманинова, то увидим, что вольнодумство композитора в литургическом смысле идет не от сознательного искажения богослужебного чина, а от неведения основ культовой практики. Его благочестивая бабушка была бы очень удивлена, узнав, что внук Сережа из многочисленных посещений церковных служб вынес и сохранил в своей памяти лишь их музыкальное содержание, оставив без внимания как порядок богослужения, так и очередность исполнения молитвенных песнопений с их претензией на сакральность. Столь слабая осведомленность в структуре православного богослужения вызвала значительные затруднения при написании «Литургии» и «Всенощной». А если вы хотите приобрести розу в колбе, тогда посмотрите на роза в колбе и узнайте, где и в какую стоимость ее можно купить. В письме к своему другу Михаилу Акимовичу Слонову от 13 июня 1910 года . С. В. Рахманинов пишет: «Будь добр, ответь мне поскорее на следующие вопросы: 1) в моем молитвеннике, в котором я проглядывал Литургию Иоанна Злато уста, после слов Иерея «яко подобает Тебе всякая слава" и т. д. Л и к отвечает „Аминь" и затем сказано буквально так: „Поется первый антифон: Благослови, душе моя, Господа , после которого Диакон: паки и паки" и т. д. Так вот! Что это за антифон? Не можешь ли ты сообщить мне его подлинные слова? И, наконец, нужен ли он? У Чайковского, например, в обедне его совсем нет. Я склоняюсь к тому, что его все-таки нужно писать. Дай, ради бога, эти слова! (что значит самое слово „антифон"?». В этой просьбе все примечательно и показывает С. В. Рахманинова, с точки зрения приверженцев православия, в весьма неприглядном виде. Здесь и небрежное - «я проглядывал Литургию», и малоуважительное сокращение имени одного из «отцов церкви» - «Иоанна Злат.», а вопрос: «Что за антифон?»
Ссылка на новость:Прямая ссылка: /news/2017-01-25-13432 BB-код [url=/news/2017-01-25-13432]Роза в колбе[/url] HTML-код <a href="/news/2017-01-25-13432" target="_blank">Роза в колбе</a> Поделиться