- Как состояние рынка? - первым делом поинтересовался Медведев, зайдя во вторник в здание главной российской биржи «ММВБ-РТС».
- Небольшой плюс, - указал на табло с котировками глава биржи Рубен Аганбегян.
- А инновации в красной зоне почему у вас?, - спросил Медведев.
- Ничего, бывает такое настроение, - успокоил Аганбегян.
В зале наверху Медведева тем временем ожидали около пяти десятков предпринимателей, которых позвали на очередную встречу в формате «открытого правительства». Посвящена она была развитию конкуренции и поддержке бизнесменов.
По данным Счетной палаты, за последние 10 лет Россию покинуло более 1,25 миллиона человек, а 37 российских компаний покинули Россию и разместили свои акции только за рубежом. В российских тюрьмах сейчас находятся около 100 тысяч человек, осужденных за экономические преступления. Только по статье «Мошенничество» каждый год в тюрьмы попадает 30 тысяч бизнесменов. Всего же за последние годы в России было осуждено 3 миллиона бизнесменов.
Медведеву ничего не оставалось, как признать, что такие цифры «подрывают веру в наличие здорового предпринимательского климата в стране».
По словам вице-президента общественной организации «Деловая Россия» Андрея Назарова, сейчас 40-45% предпринимателей, подозреваемых в совершении экономических преступлений, до вынесения решения суда направляются в СИЗО.
- До внесенных вами поправок в уголовный кодекс, в СИЗО сидели 95% предпринимателей, - сообщил Назаров Медведеву и предложил вообще запретить сажать в тюрьму бизнесменов, которые совершили экономическое преступление впервые. Конечно, в том случае, если они полностью возместили ущерб.
- Абсолютно с этим согласен, на сто процентов, - сказал Медведев. По его мнению, в таких случаях в качестве меры пресечения стоит применять залог и домашний арест. Медведев также высказался за сокращение сроков погашения судимости по составам преступления, предусмотренным статьей «Мошенничество».
Председатель ассоциации «Бизнес солидарность» Яна Яковлева рассказала, что одного бизнесмена отправили за решетку за то, что он выкопал траншею не по нормативам и уложил провода не той длины.
- А в Астраханской области посадили целую семью. Даже бабушку, но ее потом выпустили, потому что она в тюрьме с ума сошла, - сообщила Яковлева и предложила провести широкую амнистию для отбывающих срок бизнесменов.
- Амнистия - вещь вполне возможная, в народе не популярная, по понятным причинам, потому что все вспоминают «холодное лето» 1953 года и еще что-нибудь подобное. В принципе, это можно было бы продумать. Но мы должны апеллировать к Госдуме, - заявил Медведев, напомнив, что амнистию объявляет парламент, а не президент. - Давайте обсудим это с парламентом и с отдельными фракциями.
Говоря о нелепых обвинительных заключениях, президент заметил, что их пишут люди со старым советским мышлением.
- Это не потому, что они негодяи. Значительная их часть считает это правильным. Надо менять ментальность сотрудников прокуратуры и следствия, иначе они будут мыслить как в 70-годы, - заявил Медведев и напомнил присутствующим, - мы сидим на бирже, здесь спекуляция - это нормальное дело. А для большой части наших людей спекуляция – это если не преступление, то что-то аморальное.
Участники мероприятия также предложили Медведеву ввести должность уполномоченного по правам предпринимателей.
- Представим себе, что этот уполномоченный, извините, «наковырял» какие-то нарушения прав предпринимателей, которые приняты правительством. Масса же актов выходит, и действительно иногда черт те что пишут, а потом все от этого страдают. Этот уполномоченный должен будет иметь компетенцию отменять постановления правительства? Я думаю, что это практически нереально, - заметил Медведев и предложил альтернативную идею.
По мнению президента, защиту бизнесменов можно было бы вменить в обязанность отдельного прокурора, создав при Генпрокуратуре соответствующее специальное подразделение.
Медведеву также пожаловались на процветающее в России «мобильное рабство». Речь идет о том, что при переходе на другого оператора связи человек не может оставить себе прежний номер сотового телефона.
- «Мобильное рабство» отменить в стране возможно и издержки мобильных компаний при этом будут минимальны, - подтвердил присутствовавший на мероприятии глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев,
- Давайте тогда подготовим мое поручение министерству связи и генеральной прокуратуре, - поручил Медведев.