Один из многих громких скандалов вокруг группы "Война" завершился неожиданным триумфом художников-радикалов. Они были объявлены победителями в главной номинации государственной художественной премии "Инновация". Жюри премии таким образом отметило одну из самых громких акций "Войны" - "Х** в плену у ФСБ", изображение полового члена на одном из пролетов разводного Литейного моста. Гигантский фаллос вознесся над Петербургом в ночь на 14 июня 2010 года (день рождения Че Гевары). Изображение на Литейном создавали, выливая краску из канистр, восемь (по другим данным, девять) человек. Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Когда мост развели, изображение члена оказалось у окон местного управления ФСБ, известного в Петербурге как "Большой дом". Это можно было сравнить с другой славной акцией "Войны" - "Штурмом Белого дома", когда на здание российского правительства лазером было спроецировано изображение черепа и костей. Однако петербургский перформанс, в отличие от московского, сочетал гигантоманский замысел с дерзкой простотой исполнения.
На премию "Инновация", учрежденную министерством культуры РФ и Государственным центром современного искусства, акция была номинирована в непростые для "Войны" времена - когда двое лидеров арт-группы Олег Воротников и Леонид Николаев содержались в "Крестах" по делу о хулиганстве, связанном со следующей их акцией, "Дворцовым переворотом". Тогда номинация "Войны" на госпремию казалась попыткой арт-сообщества вступиться за своих гонимых собратьев. Однако уже то, что имена художников-анархистов добрались хотя бы до шорт-листа госпремии, выглядело грандиозным парадоксом, если не чудом. Высказывались версии, что ГЦСИ, оказавшийся замешанным в скандал с Лувром и картинами Авдея Тер-Оганьяна, решил таким образом реабилитироваться.
Теперь главный вопрос - что же дальше предпримут участники арт-группы. Смогут ли они придумать еще более радикальную акцию или, поддавшись наметившейся логике развития, перейдут исключительно к политическому протесту, без следов перформанса? Как знать конец "Войны" предсказывали и ранее, и каждый раз ее участники находили, чем удивить.
А в том, что деньги "Инновации" не станут для "Войны" ограничителем внутренней свободы, сомневаться не приходится. Участники и ранее открыто выказывали пренебрежение к премии, а свое отношение к деньгам они успели продемонстрировать, отдав сумму, собранную британским художником-граффитистом Бэнкси для залога Воротникову и Николаеву, на помощь политзаключенным.