Накануне церемонии инаугурации президенту Белоруссии успели испортить праздник: Европарламент принял резолюцию, в которой просит Совет Европы ввести против официального Минска предельно жесткие санкции. Помимо стандартных требований относительно запрета на въезд на территорию ЕС отдельных чиновников, соратникам Лукашенко обещают заморозить счета в европейских банках. Кроме того, Белоруссии грозят отлучением от западных кредитов и лишением права проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Параллельно ЕС собирается в еще большем объеме финансировать белорусские независимые СМИ и неправительственные организации. Политический диалог Минска и Брюсселя может быть свернут очень надолго. Вдобавок заместитель помощника госсекретаря США заявил, что Вашингтон планирует присоединиться к европейской программе санкций.
Минск заявлениями европейских чиновников раздосадован, но не более того. За день до инаугурации подготовка к проведению церемонии была новостью №2 на государственных телеканалах: начинались все информационные сюжеты с осуждения решения Европарламента. Лукашенко срочно воззвал к МИД и потребовал ответных мер, «вплоть до самых жестких». «Ни под кого прогибаться мы не намерены, и наклонять нас никому не позволено. И касаться это должно абсолютно всех, кто попытается давить и блокировать страну, — будь то отдельная группа стран или даже Евросоюз в целом», — подчеркнул он. Хотя на самом деле Белоруссии нечем ответить Европе. Минск может разве что запретить политикам из ЕС приезжать на территорию страны, но это для них несущественно.
На инаугурации Лукашенко в минувшую пятницу никто из видных и влиятельных европейских политиков так и не появился. Двенадцать послов европейских государств, работающих в Минске, в день церемонии демонстративно укатили в Вильнюс — для совещаний по белорусскому вопросу.
Согласится ли с парламентариями Совет Европы, станет ясно 31 января. Но даже если согласится, санкции, скорее всего, будут чисто декоративными. К примеру, Польша в одностороннем порядке запретила въезд самому Лукашенко и ответственным за разгром акции протеста 19 декабря силовикам, но при этом разрешает посещать страну главе белорусского МИД. Объясняется такая избирательность желанием сохранить «возможность для диалога».
Серьезных торговых ограничений Минску также едва ли стоит бояться. Белоруссия является крупным поставщиком нефтепродуктов в Европу и транзитером российского газа; кроме того, практически во всех странах ЕС высоким спросом пользуются удобрения «Беларуськалия». Введение запрета на торговлю может сильно ударить по самой Европе.
Единственное, что может сильно огорчить Батьку, — отсутствие новых европейских кредитов, притом что «живые» деньги белорусской экономике очень нужны. По словам бывшего председателя Нацбанка Белоруссии Станислава Богданкевича, страна «не может обойтись без все новых финансовых заимствований». В то же время, полагает Богданкевич, решающую роль в давлении на Минск может оказать только Москва: «Если Кремль не будет поддерживать Лукашенко, он это серьезно почувствует. А если экономическое давление будет только со стороны Брюсселя, это будет малоэффективно».
Россия же вряд ли будет излишне жестока по отношению к Белоруссии. Встреча Путина и нового белорусского премьера Мясниковича, состоявшаяся несколько дней назад, была полна позитивных заявлений. А это, в свою очередь, означает, что Запад, боясь «отдать» Белоруссию в зону тотального геополитического влияния России, не решится на слишком строгие санкции. Все это дает Лукашенко возможность без особых опасений продолжать игру на противоречиях между Москвой и Брюсселем.