В отсутствии в аптеках многих лекарств Минздравсоцразвития обвинило иностранные фармкомпании, которые затягивают регистрацию цен на препараты, тем самым добиваясь их ажиотажного удорожания.
«Из-за падения продаж на зарубежных рынках ряд иностранных производителей сознательно срывает процедуру регистрации лекарств, чтобы создать ажиотажный спрос на те или иные препараты», — сообщает на свое сайте Минздравсоцразвития.
В министерстве указывают, что в ходе регистрации стоимости препаратов зарубежные кампании выставляют цены, которые завышены в 2–4 раза по сравнению с теми, по которым эти компании продают свои лекарства на ведущих фармацевтических рынках.
В обновленный перечень жизненно важных лекарственных препаратов вошел всего один вариант инсулина — Апидра. Цена на него была зарегистрирована 23 декабря 2010 года. «Все инсулины могут свободно продаваться, не зарегистрированных цен на них нет», — указывают в министерстве.
Кроме того, как отметили в пресс-службе ведомства, 31 декабря 2010 года были зарегистрированы цены на препараты для лечения заболеваний органов дыхания — Беродуал и Лазовлан. К концу сегодняшнего дня, как отмечают в министерстве, будет зарегистрирована цена на препарат Симбикорт.
«Это циничное зарабатывание денег на пациентах, которым жизненно необходимо принимать лекарство каждый день — на больных астмой, сахарным диабетом», — возмущается директор департамента государственного регулирования обращения лекарственных средств Минздравсоцразвития Марат Сакаев.
По его мнению, к сожалению, получается, что «социальная ответственность бизнеса, о которой так любят рассуждать некоторые зарубежные производители на различных конференциях, проводимых в России, это только пустые слова».
У чиновника также «создается впечатление», что за счет российских потребителей компании стараются компенсировать те убытки, с которыми они столкнулись на ведущих фармацевтических рынках в связи с ужесточением мер по регулированию ценообразования на лекарственные препараты со стороны регулирующих органов.
«Вместо того, чтобы искусственно создавать ажиотаж вокруг отдельных товарных позиций, производителям лекарственных препаратов следовало бы заранее предоставлять документы, необходимые для государственной регистрации цены», — заявил Марат Сакаев, предупредив, что Минздравсоцразвития воспрепятствует попыткам выставлять препараты по завышенным ценам.
«Мы делаем все возможное, чтобы не допустить нехватки лекарств и не позволить компаниям выставлять завышенные цены, чтобы заработать сверхприбыли на здоровье россиян», — провозгласил чиновник.
Напомним, что в целях обеспечения большей доступности лекарственных средств с прошлого года все цены на них производители должны регистрировать в министерстве.
В Ассоциации международных фармацевтических производителей не смогли оперативно сформулировать свою позицию и прокомментировать BFM.ru претензии со стороны Минздравсоцразвития.
Впрочем, гендиректор аналитической компании DSM-group Сергей Шуляк считает, что обвинять западных производителей в том, что они намеренно не хотят продавать свои товары и препараты, бессмысленно. «Из-за этих проблем только за 2010 за год аптеки потеряли свыше полутора миллиардов рублей. Сколько потеряли производители — посчитать трудно, и такой статистики нет, но их потери тоже были существенными», — заявил BFM.ru эксперт.
Но ни одному производителю, если только цена у него не ниже себестоимости, не выгодно затягивать процесс регистрации, так как это «их издержки, их потери, это их препараты сняты с полок и не продаются».
Впрочем, производители фармстредств в любом случае минимальную прибыль получают, и те из них, кто в прошлом году зарегистрировали цены ниже себестоимости, распродали остатки в прошлом же году, а в этом даже не завозили свои препараты. Были такие препараты и среди жизненно важных лекарственных средств, но в этом году они не продаются и повлиять на рынок не могут.
Но о какой-либо спекуляции говорить сложно. По словам Сергея Шуляка, цены на фармпрепараты весь прошлый год падали, и только недавно они немного подросли до уровня конца 2009 года.
Поэтому эксперт считает, что в сложившейся нехватке на рынке некоторых лекарственных средств виновато само министерство. Дело в том, что новый порядок регистрации был объявлен только в ноябре. Он требует предоставления многих документов, включая даже справку из налоговой инспекции. В соответствие с методикой на регистрацию цены отводится 65 дней, и многие производители успели все подготовить и сдать документы лишь в декабре.
Сергей Шуляк указывает, что министерская методика определения цены на лекарства не учитывает разный уровень себестоимости при их производстве. «Например, один производитель говорит, что хочет продавать лекарство по 10 рублей, а в Росздравнадзоре говорят: „Нет, вы можете только по семь зарегистрировать, потому что дистрибьюторы других производителей их в прошлом году продавали по 5 или семь рублей"», — рассказывает эксперт.
Но технология могла улучшиться, и заводам не выгодно так дешево продавать более качественное средство. Получается, что при такой системе организации регистрации, если ранее препарат был зарегистрирован по более низкой цене, то заводам нет смысла переходить на стандарт GMP, по которому они все должны работать через несколько лет.
Стандарт GMP (Good Manufacturing Practice, надлежащая производственная практика) — система норм, правил и указаний в сфере производства лекарственных средств, медицинских устройств и т. д. В отличие от традиционной процедуры контроля качества, которая обеспечивает пригодность к использованию лишь самих испытуемых образцов или их партий, стандарт GMP отражает целостный подход и регулирует и оценивает собственно параметры производства и лабораторной проверки.
В то же время эксперт полагает, что Минздрав способен реализовать свою угрозу и не позволит компаниям завышать цены.
«Это реально и такое происходит, хотя, конечно, только на ЖВЛП, конечно. Минздрав пытается отстоять все, ввели даже поправку для отечественных производителей на процент инфляции, но, конечно же, скорее всего, этого недостаточно, и в ближайшей перспективе нужно пересматривать методику ценообразования, потому что все остальное, помимо фармпродукции, дорожает намного быстрее», — заключил эксперт.