Несмотря на все заявления о том, что мировой финансово-экономический кризис преодолен и теперь остается ждать лишь восстановления, вчера были обнародованы данные Комиссии ООН по торговле и развитию (UNCTAD) о новых рисках. По мнению ее экспертов, Евросоюзу в 2011 году грозит новая фаза кризиса в виде повторного вхождения в стадию спада. Эти опасения разделяют и российские аналитики. Чтобы избежать возможных банкротств стран – членов ЕС, необходимы экстренные меры, иначе последствия могут серьезно затронуть и Россию.
Как отмечается в опубликованном докладе «Положение и перспективы мировой экономики в 2011 году», несмотря на меры жесткой бюджетной экономии, которые приняты или планируются, Евросоюз может вновь оказаться в стадии экономического упадка.
«Главную опасность представляет в первую очередь образовавшийся экономический разрыв между различными странами Евросоюза, – подчеркивается в докладе. – Так, если Германия регистрирует сейчас рост ВВП в 3,4%, то Греция, Ирландия, Португалия и Испания оказались на краю обрыва. Эти страны, находящиеся в бюджетном кризисе, рискуют войти в затяжную фазу спада».
Как отметил глава совета директоров компании «Арбат Капитал» Алексей Голубович, суверенный долг одной из стран ЕС стал бы самым неприятным сюрпризом для всех финансовых рынков, особенно – для развивающихся. Вопрос лишь в том, будет ли реструктуризация или дефолт в одной из них. «Вероятность реструктуризации для Греции и Ирландии уже высока, – отметил он. – Германия, Австрия, Нидерланды уже не могут и не хотят кормить безнадежных должников. Однако кредиты придется реструктурировать, поскольку любой прецедент неплатежа по суверенному долгу в еврозоне повлечет еще более тяжелые последствия, когда на месте греков окажутся самые крупные должники – испанцы и французы».
Аналитик компании «Инфесткафе» Анна Бодрова отмечает, что, говоря о рисках, которые описывает UNCTAD, не стоит забывать о том, что ничего принципиально нового она не сообщила. «Европа действительно остается в сложной экономической ситуации, и назад, в кризисную пропасть, ее тянут страны с большим объемом государственных и внутренних долгов, – поясняет она. – Опасность возвращения в стадию спада, которую описала Комиссия UNCTAD, действительно существует, и она реальна. Дефолта в Испании, к примеру, удалось избежать только благодаря быстрому вмешательству регуляторов и крупных стран – проблема, однако, не решена, а всего лишь отсрочена».
Что касается последствий для России, то будет закономерным, если вторая волна кризиса в еврозоне затронет и нас, поясняет Бодрова. «При худшем развитии событий прежде всего доходы снизятся у нефтегазового сектора России: сырье страна продает за доллары, а в пересчете на евро нефть и газ окажутся существенно дороже, – продолжает она. – Сектор «нефтяной иглы» потянет за собой вниз и остальных».
Эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев напоминает, что госдолг в большинстве европейских стран и США огромен. «За время кризиса доля ВВП, уходящая на его обслуживание, увеличилась в два раза, – отмечает он. – Для сокращения бюджетных дефицитов Европа вынуждена идти на активное сокращение расходов и повышение налогов. Эти меры, в свою очередь, ограничивают потенциал внутреннего потребления и тормозят рост экономики, загоняя ее в более депрессивное состояние».
При этом, по его мнению, вероятная рецессия в Европе приведет к снижению цен на энергоносители и перераспределению финансовых потоков. «Для России, экономика которой слишком сильно зависит от цен на нефть, это будет иметь чрезвычайно неблагоприятные последствия, – предупреждает эксперт. – Серьезно ухудшатся позиции страны и в борьбе за иностранные инвестиции».
Россия остро нуждается в структурных реформах, диверсификации экономики, иначе последствия кризисов будут для нас все более губительными.