Дэвид Хэммонс также вовлекает в подрывную игру этнические ассоциации. В начале семидесятых годов он создал серию изображений и объектов с лопатами — орудиями физического труда, обозначающими на сленге афроамериканцев.
Один из самых провокационных объектов серии — «Лопата с цепями» (1973) — намекает одновременно на рабство и силу, скованность и сопротивление. Во множестве более поздних скульптур Хэммонса используется низкое, мусорное и вместе с тем культурно перегруженное сырье: кости от барбекю в засаленных пакетах; волосы афроамериканцев, скрученные в шарики и нанизанные на проволоку; слоновий навоз; куриные объедки; бутылки из-под дешевого вина, надетые на ободранные ветки или висящие на деревьях. Некоторые зрители связывают эти объекты и инсталляции с отчаянным положением городской чернокожей бедноты. Однако Хэммонс видит в этих профанных вещах священную сторону, ритуальную силу. «Когда забавляешься с символом, случаются жутко магические вещи, — заметил он. — Работая со всем этим, я чувствую, как под руками копошится куча человеческих душ». Его двусмысленные современные фетиши возвращают искусство на улицу, одновременно лишая его мистической ауры и возвращая емуритуальный характер.
При всей иносказательности в искусстве Хэммонса и Дарема заложен острый политический заряд: у Хэммонса он связан с борьбой за гражданские права и движением «Власть черным» («Black Power»), у Дарема — с «Движением американских индейцев» ( «American Indian Movement»), активистом которого он одно время был. Работы Ороско и Тиравании, созданные в не столь конфликтные времена, более лиричны. Направление, которому они следуют, намечено в перформансе Хэммонса «Продажа снежков» ( 1983). Встав рядом с другими продавцами подержанных вещей на уличном базаре рядом с колледжем Купер Юнион в центре Манхэттена, художник выставил на продажу несколько рядов снежков разного размера [3J. Тем самым он замкнул друг на друга приватное и публичное пространства, спутал ценное и неценное, дав понять, насколько подчас искусственны эти различия, имеющие значение лишь для избранных, — этой же темой займется позднее Ороско. В то же время снежки Хэммонса или резиновая кукольная обувь, которую он также продавал на улице, являются трогательной пародией на товарный обмен, указывая на систему перепродажи, бартера и дарения, которую будет исследовать в качестве критической альтернативы капиталистическому художественному рынку Тиравания.
Не можете попасть на сайт любимого казино? Переходите на зеркало казино и продолжайте игру http://joomla4ever.ru/stati/blog-diff/6612-zerkalo-v-klube-vulkan.html.