В процесс-арте сказались два аспекта этого «постмедиального» состояния. Во-первых, традиционные медиумы, при всей их огра- ничительности, предполагают практические правила, регулирующие создание и значение произведения: без подобной регламентации искусство может казаться свободным, но может быть и произвольным. Это обстоятельство особенно тревожило не только критиков — врагов минимализма и постминимализма, таких как Клемент Гринберг и Майкл Фрид, но и художников — сторонников такого искусства: так, по мнению Морриса, в ситуации, когда правила медиальной спецификации утратили действие, процесс-арт озадачился «Поиском мотивированного» — то есть иного способа обоснования искусства, вроде «логики материалов», предложенной Серрой, или «Порядка делания» (учитывающего три фактора: «природу материала, тяготение и пределы подвижности взаимодействующего с ними тела»), который выдвинул сам Моррис. Это первое, что необходимо подчеркнуть в процесс-арте.
А вот второе: это искусство продолжило критическое использование традиционных медиумов и, в частности, минималистскую критику иллюзионистского пространства и соотносительной композиции, понимаемых как пережитки, в абстрактной живописи и скульптуре. Поэтому первый императив для большей части представителей процесс-арта требовал преодоления традиционных оппозиций формы и содержания (наэтоуказывала Липпард), а также средств и целей (это подчеркивали Серра и Моррис), — иными словами, выявления процесса работы в ее продукте, фактически как продукта. И поэтому же второй императив, на сей раз только для некоторых представителей процесс-арта, заключался в преодолении столь же традиционной оппозиции фигуры и фона, то есть в отказе от вертикального изображения, воспринимаемого на горизонтальном поле (будь то иллюзорное поле живописи или фактическое поле скульптуры). Этот второй императив подтолкнул таких художников, как Моррис, Серра, Алан Сэрет (род. 1944) и Барри Ле Ва (род. 1941), к разбрасыванию по галерее различных материалов (нитяных отходов, войлока, проволоки, битого стекла) так, чтобы «фигура буквально стала фоном» (Моррис). Уже в «Эксцентричной абстракции» Липпард описывала этот эффект поля как «алогичное визуальное смешение или запутанный Взгляд» — и эта туманная оценка указывает на третий императив, действующий для части процесс-арта. Любите азартные игры? Казино онлайн Вулкан открыт для всех http://mybiysk.ru/novosti/kazino-onlajn-vulkan-otkryt-dlya-vseh-novye-azartnye-igry-dlya-kazhdogo-366590.