Пикассо был главным камнем преткновения для нового поколения (Поллок часто сетовал, что этот испанский художник уже все изобрел, и почувствовал себя свободным от его чар, только А когда в 1947 году придумал технику дриппинга). Между пред- и послевоенным стилем (или, скорее, многочисленными стилями) Пикассо не прослеживается больших изменений до середины шестидесятых годов. Но, несмотря на эту удивительную стилистическую цельность в искусстве, полном всякого рода разрывов, работы Пикассо конца сороковых и пятидесятых отличаются подходом, в общем противоположным структуралистскому методу, разработанному в период расцвета кубизма и основанному на оппозитивной природе живописных знаков. Не случайно этот поздний метод, который можно назвать «феноменологическим» (поскольку он предполагает своего рода вчувствование, с помощью которого художник стремится познать свою модель как бы изнутри), оказался особенно действенным в работах, вовлеченных в прямой, хотя и посмертный, диалог с Матиссом, многолетним соперником Пикассо, которому он наконец смог спокойно воздать должное.
В двух сериях картин, созданных им «<при содействии» своего недавно умершего старшего друга, — «Алжирские женщины» и «Студия (Вилла Калифорния)» (обе 1955 года) — предметом этого познания изнутри является одновременно представленный мотив (в первом случае — куртизанки Делакруа, а во втором — заполненный зеркалами китчевый интерьер его новой студии в Каннах, решенный в формах ар-нуво/неорококо) и искусство Матисса (одалиски, которых тот, по утверждению Пикассо, ему завещал, и воздушность вансских интерьеров).
Пикассо не в первый раз откровенно пускался в живописный диалог с мертвым художником: ему уже случалось «разбирать» «Распятие» Грюневальда в начале тридцатых, «Триумф Пана» Пуссена во время освобождения Парижа, картины Кранаха, Курбе и Эль Греко в конце сороковых — начале пятидесятых. Однако в лице Матисса он оплакивал современника, а не вел забавные игры с далеким прошлым. Это придало его работам необычную весомость, перешедшую и в последующие серии, в которых исследуется западная живописная традиция (сорок пять полотен на основе «Менин» Веласкеса [ 1957]; двадцать семь картин и около двухсот работ в других техниках по мотивам «Завтрака на траве» Мане [ 1959-1962]). Смерть Матисса оставила на мире Пикассо шрам, который уже не зарубцевался. Размышляя о собственной смертной участи, он провел остаток своей долгой жизни во все более безнадежных попытках доказать, что живопись, какой он ее знал, по-прежнему «стоит свеч», но в начале шестидесятых годов феномен неоавангарда очевидным образом изменил горизонт ожиданий, и молодые художники больше не признавали его влияния. Неравнодушны к азартным играм? Играйте в гостеприимном казино Вулкан Россия http://www.klubok.net/08/03/igrat-v-gostepriimnom-kazino-vulkan-rossiya.html.