Значительная часть искусства проецируемых изображений напоминает кантовское описание двухступенчатого опыта возвышенного: в первое мгновение зритель ошеломлен, даже повержен грандиозностью увиденного и/или услышанного, после чего наступает момент осмысления, интеллектуального овладения увиденным, и растерянность зрителя сменяется притоком силы. Виола отдает предпочтение второму, искупительному моменту. Среди художников, которые, работая с видео- и кинопроекциями, акцентируют первый, травматический момент, — Мартин Арнольд (род. 1959), Мэтью Бакингем (род. 1963), Даглас Гордон (род. 1966), Стэн Даглас (род. 1960), Джанет Кардифф (род. 1957), СтивМаккуин (род. 1969), Тони Оуслер (род. 1957), Пол Пфайффер (род. 1966), Пипилотти Рист (род. 1962), Розмари Трокель (род. 1952), Джиллиан Уиринг, Пьер Юиг (род. 1962).
Иногда эти художники (разные по национальностям, идеям и взглядам) объединяют в своих работах красоту и насилие. Так, Пипилотти Рист в видеодиптихе «Всегда превыше всего» ( 1997) показывает на одном экране яркое поле с красными и желтыми цветами, а надругом — девушку в голубом платье, которая идет по улице, весело разбивая окна автомобилей. Даглас Гордон сосредоточен преимущественно на травматичном опыте и кажется одержимым всевозможными расколами: образными, формальными, тематическими и психологическими. Он часто использует двойные экраны, на которые проецирует апроприированные фрагменты фильмов (особенно любимо им голливудское «авторское» кино от Альфреда Хичкока до Мартина Скорсезе), порой дублируя одну и ту же сцену на двух экранах в зеркальном отражении. Обычно эти два приема используются им с целью подчеркнуть раздвоение субъективности; они присутствуют и в работе «Исповедь оправданного грешника» (1996): на два экрана проецируются фрагменты из «Доктора Джекилла и мистера Хайда», на один в позитиве, на другой — в негативе, словно раздвоение личности героя распространилось на все, включая вторичную репрезентацию фильма. На работе намечается праздник? Закажите профессиональную организацию корпоративов в Одессе https://perepoloh.ua/category/korporativ/ и сэкономьте свое время.
Гордон примеряет подобное раздвоение и на себя, например в работе «Монстр» ( 1996-1997), содержащей двойной автопортрет: одна фотография демонстрирует лицо художника, лишенное всякого выражения, другая — то же лицо, превращенное с помощью скотча в гротескную маску. (Возможно, здесь присутствует и религиозное измерение: Гордон вырос в Глазго, в кальвинистской семье, исповедовавшей манихейское представление о борющихся в мире добре и зле.) В самой известной своей работе Гордон апроприировал знаменитейший из фильмов о шизофрении — «Психо» Хичкока, но показал его в гипнотическом, почти кататоническом замедлении: отсюда название «Психо 24 часа»