В шестидесятых годах Сол Левитт стал практиковать своеобразный стенной рисунок, который воспроизводит осуществленный Поллоком акт синтеза, поскольку точно так же растворяет форму в световой линейной матрице, способной порождать опыт цвета и света. Но работы Левитта, выполненные eгo ассистентами в соответствии с формализованными инструкциями (например такой: «Десять тысяч линий длиной в один дюйм, равномерно распределенные по всем шести стенам» (1]), признают вторжение в сферу ремесла таких индустриальных и технологичных форм рисунка, как коммерческое черчение и компьютерная графика. Анахроничность искусства рисования демонстрировали также .. художники поп-арта Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, которые одновременно вновь поставили рисунок на службу изобразительности. Действительно, индустриализация изображения под действием массовой культуры, использующей рисунок для журнальной рекламы и комиксов, вывела графику из области приватных выразительных средств, которой она, казалось, всегда принадлежала, и сделала ее частью мира коммерческого и публичного.
Калифорнийский художник Раймонд Петтибон (род. 1957) стал заниматься рисунком как раз на пересечении публичного и приватного, в контексте культуры комиксов и «зинов» [zine — сокр. от magazine, журнал; здесь — малотиражная андеграундная периодика. — Пер.], выросшей на руинах контркультуры Западного побережья в конце шестидесятых годов. Опираясь на упрощенную линеарную манеру рисования, выработанную Франсиско Гойей и Оноре Домье с целью сделать свои работы доступными для воспроизведения в технике литографии, Петтибон обосновался в мире, откуда приметы индивидуальной субъективной жизни изгнаны ради предельно имперсональной, упрощенной и стереотипной карикатуры на индивидуальность. Так, в серии комиксов о Готем-сити Бэтмен выступает как воплощение «человека вообще».
Использование элементов массовой культуры в рисунках Петтибона не только обнаруживает затухание субъективной жизни в мире «Индустрии сознания», согласно формуле Франкфуртской школы, но и выражает неопределенность форм социальной коммуникации в развитой потребительской культуре. Но в то же время работы Петтибона воздают дань его предшественникам-модерни- стам — от великих рисовальщиков, как Анри Матисс, до стилизаторов поп-культуры, как Рой Лихтенштейн. Рисунок Петтибона «Без названия (Думаю, карандаш...) » (2] напоминает имитацию Лихтенштейном характерных для комикса звукоимитирующих надписей вроде «БАЦ», «ТРА-ТА-ТА-ТА-ТА!», а контур в нем обведен жесткими линиями в духе примитивной коммерческой иллюстрации. Механическая манера, в которой изображена рука, воспринимается иронической репликой на обещание экспрессии, исходящее от сломанного карандаша и энергичного «КРАК». Не можете попасть на сайт любимого казино? Используйте зеркало основного ресурса и отправляйтесь на встречу азартным приключениям http://multiki-online.com/others/8347-alternativnyj-sajt-zerkalo-kazino-vulkan-rossiya .