Нам уже приходилось писать о том, как тоже на первый взгляд далекий от каких: бы то ни было актуальных идеологических аллюзий фильм Феллини «Казанова» оказался на самом деле почти в эпицентре некоторых демагогических спекулятивных дебатов о «сексуальной революции» и ее освободительной миссии. То же самое происходит, думается, и с фильмом «Город женщин», хотя здесь все обстоит сложнее, чем в случае с «Казановой».
Фильм Феллини на Каннском кинофестивале 1980 года вызвал известное разочарование и замешательство. Критика, пересыпая свои отзывы эпитетами «великий», «гениальный», «фантастический» по адресу создателя картины, констатировала тем не менее смутность «авторского послания», неясность замысла. Сам Феллини выступил с предупреждением тем, кто пытается искать в его произведении «какую-либо идеологию», и добавил, что «после создания этой картины он знает о женщинах меньше, чем до ее создания».
Наверное, и в этом признании есть немалая доля горькой правды.
Фильм представляет собой цепь фантастических приключений, которые переживает на «планете женщин» заснувший в вагоне поезда главный герой Снапораз (Марчелло Мастроянни). Ему кажется, что вслед за загадочной незнакомкой он выходит из поезда и входит в темный лес, чтобы затем очутиться на конгрессе феминисток. Хотите найти новых друзей? Загляните на сайт знакомств. Возможно вам повезет.
Здесь Снапораз чувствует себя в окружении насмешливом и враждебном. Женщины обращаются с ним так, как если бы он вообще уже был вычеркнут из жизни. Здесь он никому не нужен, он — лишний и рассматривается как инопланетянин. Феллини изображает «планету женщин» как царство абсурда, которое феминистки хотели бы утвердить в качестве единственной реальности. Так режиссер отвечает не только па крайности феминистского движения, по и па «прогноз», связывающий ближайшее будущее человечества исключительно с женщинами. Но этот спор Феллини, па наш взгляд, ведет справа, его оппоненты, несмотря на их левацкие, анархистские, идеалистические взгляды, псе же занимают более прогрессивные позиции.
Дело в том, что, признавая возрастающую роль женщин в современном мире, Феллини вместе с тем, как и его Катцоне, создавший у себя в имении целую галерею звучащих портретов женщин, которых он когда-то любил и которые любили его, рассматривает женщину как объект мужского поклонения и обладания, то есть с традиционно буржуазных позиций. Об этом свидетельствуют и высказывания режиссера по поводу того, что представляет собой его новое произведение, что он хотел им выразить.