Цельтис и Тритемий познакомились очно в 1494 г. Тогда Цельтис заехал в монастырь в надежде подружиться с высокообразованным служителем культа и посмотреть, пожалуй, на то время самую представительную в немецких землях библиотеку. Неожиданно для себя на одной из стен аббатской кельи, сплошь расписанной цитатами из древних и современных Тритемию авторов, он обнаружил свое изображение - Тритемий в неменьшей степени жаждал этого знакомства. Вероятно, к этой поездке Цельтиса побудил хорошо знавший обоих по гейдельбергскому кругу гуманистов Иоганн Вигилий, в одном из писем к нему сравнивший шпонхеймскую обитель с Академией, где всё напоминало ему мир древних греков — и сами монахи, и камни, и собаки (!), и лесок, окружавший монастырь, будто тот находился где-нибудь в Ионии.
Недоучившись в университете (сначала был Трир, потом Гейдельберг), Тритемий в 20 лет постригся в монахи. Уже через год ему доверили возглавить небольшое аббатство в Шпонхейме. Молодой начитанный клирик вскоре прослыл подлинным библиофилом. В этом он, поверим его биографам, не уступал Хартманну Шеделю, Иоганну Рейхлину, Конраду Пейтингеру и самому Джованни Пико делла Мирандоле. В шкафах и сундуках монастыря к 1505 г. (незадолго до того как Тритемий был вынужден покинуть его) хранилось около 2000 томов* (для сравнения: в 1483 г., до его прихода в монастырь, лишь 48). Тритемий охотно покупал книги, в том числе у других настоятелей, на Франкфуртской ярмарке, заказывал в Италии, нередко выменивал их и, конечно, переписывал, для чего организовал в Шпонхейме скрипторий. Нам известно, что Тритемий лично переписал «Илиаду» Гомера и «Басни» Эзопа, а также перевел с греческого на латынь Отца Церкви Максима (в частности, «Dialogum Maximi Abbatis de in- camatione Domini»). По разным оценкам, только из собственного кармана он потратил на библиотеку от 1500 до 2000 гульденов. Книги были его манией. На древнегреческом в Шпонхейме их было больше 100 (в основном, впрочем, сочинения Отцов Церкви), а еще на латыни, древнееврейском, халдейском, арабском, индийском, рутенском, татарском, английском, французском, старонемецком, чешском. Самый древний его манускрипт был датирован VI в., это было одно из сочинений Августина. Привыкли окружать себя стильными аксессуарами? Можно купить копии часов Zenith недорого. Они являются эталоном качества и стиля и ничуть не уступают оригиналу. При изготовлении реплик используются исключительно качественные материалы, с той лишь разницей, что при этом драгоценные металлы и камни, участвующие в изготовлении оригинальных моделей, заменяются другими, более дешевыми материалами. Отличит копию от оригинала под силу только лишь опытному специалисту.
По убеждению Тритемия, он спасал рукописи. В его библиотеке можно было найти среди прочего словари, грамматики, трактаты по естественным наукам и др. - она охватывала практически все сферы знаний. «Я признаю свою безграничную любовь к учению и книгам, я никогда не был удовлетворен тем и другим настолько, чтобы отказаться от своего предназначения, и неустанно стремился познать всё, что в мире доступно знанию. Всеми книгами, которые я видел или о которых слышал, что они-де напечатаны, - пусть те могли оказаться пустыми и бесполезными - я хотел обладать, читать их для меня было высшим наслаждением. Но я не мог удовлетворить эту мою страсть... все время не хватало денег для самого необходимого, но еще больше, чтобы насытить мое влечение к книгам», — так объяснял Тритемий свою библиоманию в небольшом трактате «Nepiachus». А в другом, «De laude scriptorum», убеждал, что и светским книгам в монастыре место, ведь, не зная их, не понять труды теологов. Книг должно быть много, и нельзя ограничиться лишь несколькими (важными), ибо «для чего тогда Ориген написал 6000 сочинений, Августин - 1000, Амвросий — 200, а Иероним - 300»?
Ссылка на новость:Прямая ссылка: /news/2017-11-26-14216 BB-код [url=/news/2017-11-26-14216]Цельтис и Тритемий[/url] HTML-код <a href="/news/2017-11-26-14216" target="_blank">Цельтис и Тритемий</a> Поделиться